Сочинение (изложение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Даты проведения итогового сочинения (изложения):

01 декабря 2021 года
02 февраля 2022 года
04 мая 2022 года

Пять открытых направлений для тем итогового сочинения 2021/22 учебного года.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
3. Преступление и наказание — вечная тема
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

3. Преступление и наказание — вечная тема.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

 

  • Приказ  МО и НК  «Об утверждении сроков и мест регистрации обучающихся для участия в написании сочинения (изложения) в 2021-2022 учебном году»
  • Приказ МОК № 3314 от 25.11.2021 «О внесении изменений в приказ МОК от 28.10.2021 №3055 «Об организации проведения итогового сочинения (изложения) на территории Кемеровской области-Кузбасса в 2021-2022 учебном году»
  • Приказ МО и НК  «Об организации проведения итогового сочинения (изложения) на территории Кемеровской области-Кузбасса в 2021-2022 учебном году»
  • Методические рекомендации по техническому обеспечению сочинения (изложения)
  • Сборник отчетных форм для проведения сочинения (изложения) в 2020-2021 учебном году
  • Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) в 2020-2021 учебном году
  • Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2020-2021 учебном году.
  • Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2021-2022 учебном году
  • Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
  • Приказ МОиН РФ № 665/1156 от 24.11.2020 «Об особенностях проведения ГИА 2020-2021 г. в части проведения итогового сочинения (изложения)»
  • Приказ МП РФ №88 от 05.03.2021 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПУНКТ 1 ПРИКАЗА МИНИСТЕРСТВА РОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ОТ 24 НОЯБРЯ 2020 Г. N 665/1156»
  • Приказ МОиН от 21.12.2020 №1948. Изменения в приказ. Места регистрации Итоговое сочинение(изложение) 2020-2021
  • Приказ МОиН от 21.12.2020 №1949. Изменения в приказ. Сроки и места информирования о результатах итогового сочинения (изложения) 2020-2021
  • Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)