Психолог рекомендует и памятки

Как понять что близкий человек начал принимать наркотики?



Безопасный интернет



Поведенческие маркеры пресуицида



Родителям выпускников

 

Родителям о ЕГЭ

Видео советы родителям

С тех пор, как вы сдавали экзамены в своих школах, прошло много времени – структура и правила выпускных экзаменов изменилась.

Согласитесь, каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку умение не сдаваться в трудной ситуации.

Самое необходимое для вашего выпускника – это поддержка и понимание.

Однако в этот период родители иногда становятся похожи на учителей или экзаменаторов. Их можно понять – они волнуются, иногда больше самих детей и пробуют справиться со своей тревогой давлением, угрозами и постоянными напоминаниями ребёнку об экзамене.

Но, запугивая ребёнка, вы увеличиваете уровень его стресса!

Тот, кто и так волновался, начинает волноваться ещё больше, а кто и раньше не хотел про это слышать, уходит в себя ещё глубже и продолжает ничего не делать.

Почему так происходит? Всё дело в стрессе и особенностях психики.

Что происходит с организмом, когда он пытается справиться с новыми условиями? Состояние стресса малоприятно:

  • сердце быстро бьётся,
  • дыхание становится частым или наоборот затихает,
  • в мышцах скапливается энергия, и они незаметно для нас напрягаются;
  • иногда нас может сильно тошнить,
  • появляется сухость во рту,
  • потеют руки, лицо,
  • болит голова,
  • трудно заснуть или наоборот спать хочется постоянно…

Представьте, что вы в таком состоянии находитесь полгода.

Хочется избавиться от этого всего как можно быстрее, правда? Что наши дети успешно и делают: кто-то начинает волноваться ещё больше, чтобы организм тупо устал, и это поскорее закончилось, а кто-то перестаёт бояться и думать об экзаменах вообще – как будто их не существует.

Что делать? Помочь детям расслабиться, высказать и выразить свои страхи и уже после этого с умом подойти к подготовке.

Так наш мозг устроен – пока есть яркая эмоция, мышление и критика не работает. Вспомните себя влюблёнными: в то время вы много размышляли?..

Эмоции можно выражать в игровой форме:

  • нарисовать их (эмоций) портреты и устроить вернисаж.
  • произносить любые спонтанные звуки – напряжение может быть «заперто» в горле.
  • потанцевать под музыку, громко спеть свою любимую песню.
  • комкать газетный лист, сделать его как можно меньше и закинуть подальше.
  • порвать газету на мелкие кусочки, затем выбросить.
  • слепить из пластилина, глины или газеты свое настроение.
  • поколотить подушку или выжать мокрое полотенце – это поможет расслабиться, так как обычно при негативных эмоциях большая часть энергии копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах.

После бурных игр и выражения эмоций нужно немного отдохнуть, и только после отдыха можно поговорить о том, что вас беспокоит в подготовке ребёнка.

Обратите внимание на режим отдыха и питания вашего ребёнка – чтобы добежать экзаменационный марафон до конца, ему нужно правильно питаться и вовремя отдыхать.

Обеспечить питание мозга необходимыми микроэлементами можно с помощью продуктов, богатыми белками, клетчаткой, холином, витаминами С, В1, В2, В6, В9, В12, цинком. Это могут быть всевозможные каши, сыры, творог, кисломолочные продукты, мясо птицы, кролика, яйца, морепродукты и рыба, соя, бобовые, цитрусовые, киви, ягода, не маринованные грибы, шпинат.

Кроме обычного питания важно ещё питание эмоциональное. Фон эмоций, в котором мы живём, оказывает самое разное влияние. Например, если родители в ссоре, а ребёнок дорожит ими обоими, настроиться на учебную деятельность ему будет гораздо труднее. Проанализируйте обстановку, в которой живёт ваша семья: какие эмоции преобладают, каких эмоций недостаточно, с помощью каких занятий вы можете выровнять ситуацию?

Выпускникам сейчас очень важно быть уверенными в своей успешности, ощущать вашу поддержку и веру в них.

Поддерживать ребенка — значит верить в него. Вербально и невербально старший должен сообщать ребенку, что верит в его силы и способности. Ведь, если в успех ребёнка не верит его родитель, то КАК ребёнок может справиться с этой трудной задачей?

Чтобы поддерживать ребенка, взрослые должны сами испытывать уверенность. Несмотря на то, что сейчас ребёнок уже давно вырос, его «настройка» на своего взрослого всё также бесперебойно работает. Воспользуйтесь этим, чтобы поделиться с выпускником верой в себя.

Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

  • Отмечайте сильные стороны ребёнка – пусть он не силён в математике, его организаторские способности пригодятся в любой сфере.
  • Научите детей делать шпаргалки – поделитесь основными навыками работы с текстом и способами сокращения информации.
  • Расскажите о своём опыте сдачи экзаменов – поделитесь, на что следует обращать внимание, какие приметы использовали.

И ещё научите ребёнка личным примером замечать признаки стресса или переутомления и заботиться о себе.

Забота содержится в мелочах – полежите рядом на одном диване, потолкайтесь, поговорите по душам, займитесь общим приятным делом и вскоре вы заметите себя максимально расслабившимся.



Кинезиология как средство коррекции и развития интеллектуальных способностей учащихся

Главным условием успешной и эффективной работы, направленной на преодоление и ослабление психофизических недостатков учащихся является её системность, комплексность и непрерывность.

Для развития межполушарного взаимодействия в практике отводится большое место использованию специального кинезиологического комплекса. Доказано, что систематическое применение кинезиологического комплекса людьми, как отнесёнными как к психической норме, так и имеющими мозговые дисфункции с задержкой или нарушением психического развития, приводит к достоверному увеличению у них продуктивности, объёма и устойчивости внимания, восстановлению нарушенных межполушарных связей, улучшению психоэмоционального состояния, уменьшению степени агрессивности и улучшению аналитико-синтетической способности (способность к обобщениям и умозаключениям).

Учение требует овладения навыками, а навыки любого вида связаны с освоением движения мышц. Все наши умения – это часть работы мышц, играющих важнейшую роль в развитии навыков человека. Последние исследования доказывают: движение приносит непосредственную пользу нервной системе. Мышечная активность, особенно координированные движения, стимулируют продукцию нейротропинов, природных веществ, отвечающих за рост нервных клеток и увеличивающих число нервных связей в мозге.

Существует так называемая Гимнастика Мозга, упражнения которой активизируют полноценную деятельность ума и тела, помогают управлять своей эмоциональной, физической и умственной жизнью. Эти интегрирующие упражнения пробуждают систему “интеллект-тело” и приводят её в готовность к обучению.

Программа “Гимнастика Мозга” была разработана в 1970-х годах американским доктором Полом Деннисоном в Центре группового учения для неуспевающих “Долина” в Калифорнии, где он в течение 20 лет помогал детям и взрослым. Деннисон разработал систему быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы.

Огромная польза и привлекательность ГМ состоит в её простоте и практичности. Человек может выполнять эти упражнения в любое время и в любом месте, для повышения эффективности того, что он в данный момент делает. Главная идея, которую пропагандируют кинезиологи, такова – развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Для понимания воздействия кинезиологических упражнений на мозг человека, необходимо разобраться в таких понятиях как: функциональная асимметрия полушарий и межполушарное взаимодействие. Психофизиологи выделяют 32 типа функциональной организации мозга. Упростив, можно выделить три главных типа организации головного мозга:

  1. Левополушарный тип – доминирование левого полушария.

Люди этого типа лучше запоминают материал абстрактно-логического содержания (особенно на слух). Активно используют приёмы смысловой памяти. Делают больше ошибок при воспроизведении наглядно-чувственных видов материала (особенно цвета и формы зрительных объектов). Медленнее вспоминают смысловой материал, но лучше перерабатывают информацию. Их привлекают трудные, необычные задачи, любят учиться новому. Больше привлекают предметы физико-математического цикла, сформированы познавательные потребности. Выражена потребность в самосовершенствовании (ума, волевых качеств) и самореализации в практической деятельности. Для левополушарных учащихся более значима правая полусфера. Сочетание цветов на доске: тёмный фон и светлый мел, им подходит классическая посадка за партами. Время необходимое для полноценного отдыха (сна) составляет 8 часов в сутки.

Люди этого типа не склонны к фантазиям, они практичны, подчиняются рассудку и логике. Более холодны в отношениях с людьми, ориентированы на себя и свои проблемы.

  1. Правополушарный тип – доминирование правого полушария.

Люди этого типа предпочитают запоминать материал целиком, при этом информацию перерабатывают медленнее. При восприятии на слух делают больше ошибок. Учатся из чувства долга или из-за потребности к самореализации в престижной профессии. Больше нравятся гуманитарные предметы, легко ориентируются в пространстве, ярко воспринимают форму, цвет, визуальное восприятие более развито. Больше развита непроизвольная память. Способности к рисованию, музыке, артистичность, успехи в спорте.

Для успешной учебной деятельности им необходимы творческие контекстные задания, эксперименты, музыкальный фон на уроке, речевой ритм, работа в группах, вопросы открытого типа, социальная значимость деятельности, престижность положения в коллективе. Для лучшего восприятия информации с классной доски сочетание цветов должно быть следующим: светлая доска, тёмный мел. Для организации невербального общения правополушарных учащихся их необходимо посадить полукругом, чтоб они имели возможность более полного зрительного восприятия выступающих. Время необходимое для полноценного отдыха – 7 часов в сутки.

  1. Равнополушарный тип – нет ярко выраженного подавления одного полушария другим. Люди такого типа обладают довольно широким диапазоном возможностей и интересов, могут реализовать себя как в гуманитарной, так и в математической сфере. Зачастую они обладают общей одарённостью, имеют задатки гениев. Но познавательная активность у них часто бывает поверхностной, они не доводят начатое до конца.

Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое – гуманитарное, образное; левое – математическое, знаковое), а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что, именно нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность учащихся.

Кинезиологические комплексы и упражнения